# телефон доверия для детей и подростков т.: 6-55-81 # служба срочного реагирования т.: 6-56-12 # городская линия доверия "Мы вместе в ответе за наших детей" т.: 6-95-05
Навіны
"Улицы нашего города: Советская"
2021-10-29
Улица, которой уже нет...
Как и во многих городах бывшего Советского Союза есть в городе Жодино улица Советская. Представляет собой современный панельный жилой массив с вкраплениями кирпичных пятиэтажек. Тянется она от перекрестка с улицами Фрунзе и Богуслав Поле и является продолжением улицы Московской. Раньше она и была Московской улицей, а Советская находилась совсем в другом месте: за железной дорогой, шла вдоль путей от улицы М.И. Калинина. Она то и является объектом нашего внимания.
Первые постройки появились здесь еще в конце XIX века и предопределили ее статус промышленно-жилой зоны. В числе первых был построен лесопильный завод, разместившийся к западу от станции. Известно, что в 1887 году здесь работал борисовский мещанин Адам Иванович Реут. Жилая зона находилась ближе к улице Калинина.
Активно улица начала застраиваться в 20-30-е годы прошлого столетия. Рядом с лесопильным заводом открылся Жодинский лесхоз, главной задачей которого было обеспечение завода деревом. Рубщиков леса вербовали повсюду, даже в Смоленске, а для их проживания напротив станции были сооружены землянки и в одной из них – столовая.
Вид на современную Советскую, не имеющую ничего общего со своей предшественницей
Важным объектом союзного значения в этот период становится строительство автомагистрали Москва-Минск. Для обеспечения строительных работ необходимыми материалами, в частности, лесом и камнем, в 1931 году от станции Жодино была проложена узкоколейная ветка железной дороги до местечка Плещеницы (первый начальник ветки Сергей Федорович Козлов). На станции недалеко от лесопильни был построен камнедробильный завод, возглавил который Иван Прокофьевич Целиков. Небольшое предприятие состояло из трех камнедробильных установок зарубежного производства: «КЕЙС», «БЕКСТЕР» и «АКМЭ». Поступающие сюда крупные камни дробились на булыжники средней величины и вместе с образующимся в ходе работ щебнем отправлялись на строительство дорог и других объектов. Работа на предприятии была тяжелой, преобладал ручной труд, особенно на погрузке и разгрузке. Подавляющую часть рабочих составляли женщины.
По мере развития Жодинской узкоколейной ветки развивалась и ее инфраструктура. Были построены клуб и новая столовая. С целью сокращения издержек производства узкоколейка обзавелась своей мельницей, которую разместили рядом с лесопильней. И лесопильня, и мельница работали на электрической тяге, которой их обеспечивала небольшая местная электростанция, установленная в 1933-1934 годах. Электроэнергия вырабатывалась с помощью динамо-машины. Где-то недалеко от мельницы находились мучной склад и хлебопекарня железнодорожной ветки, в которой работали пекарями Николай Ворса, Иван Маркович Хоменок и еще несколько человек.
Центр улицы напротив железнодорожной станции застраивался двухэтажными деревянными домами, в которых жили люди, размещались конторы и социальные объекты: магазин, парикмахерская. Жили здесь, главным образом, работники узкоколейной ветки, передовики производства, стахановцы, которым за ударный труд в качестве награды вручались ключи от двух-, а то и трехкомнатных квартир. Улица была вымощена булыжным камнем.
По воспоминаниям местных старожилов, это была самая благоустроенная улица. Михаил Иванович Лученок рассказывал: «Во второй половине 30-х годов между депо и ж.д. станцией стоял клуб. Это было 2-х этажное здание, деревянное. С тылу находилась столовая. На 2-м этаже кормили стахановцев. Около клуба была площадка, где играли в футбол. Висели качели. Рядом с площадкой стояло 2-х этажное здание. На первом этаже находился магазин, а на втором – контора. Была парикмахерская. Там работали заключенные. Неподалеку стояли бараки, в которых жили заключенные. Они строили автомагистраль Брест-Москва. За клубом находилась камнедробилка».
Хорошо знала эту улицу и Альвира Петровна Лученок, в девичестве Шатравко. Семья Петра Шатравки поселилась на Советской улице перед войной. Как вспоминала дочь Петра Климентьевича – Альвира Петровна, построили они свою времянку напротив вокзала. «После войны эта улица стала называться Советской, а до войны никак не называлась, просто станция Жодино, - говорила она. – Улица, где мы жили, была вымощена булыжником. /Во время войны/ каждую ночь по ней ходили немецкие патрули. И их шаги гулко отдавались в ночи. В бараке около нашего дома жили военнопленные».
Улица Советская стала свидетелем многих событий военного времени и не раскрытых тайн. Об одной из них нам поведала Альвира Петровна Лученок. «В Жодино немцев еще не было, - вспоминала она. – И вот едет машина по каменке, черная машина «эмка». Остановилась напротив нашего дома. Папа вышел, а потом вернулся и говорит: «Принеси мне одеяло и фуфайку». И они поехали. Вернулся папа через час-два. День шел к вечеру. К нам принесли раненого генерала. Положили его под фикусом в столовой, замаскировали – ждали уже немцев. Хотели перевезти его в деревню Остров. Он еще разговаривал. Передал папе какую-то книжечку и что-то еще. Сказал, что это надо передать в Москву. А когда утром папа подошел к генералу, он уже был мертвый. Укрутили его в наше одеяло и похоронили на том месте, где были качели напротив станции. Папа говорил, что могилу мелкую выкопали, но замаскировали хорошо, заложили дерном. И документы папа где-то закопал, а где – не сказал».
С тех пор прошло уже 80 лет, а имя советского генерала, раненого в бою с немецкими оккупантами и умершего от ран в ночь на 30 июня 1941 года, так и осталось не известным.
В годы войны многие дома и постройки были разрушены. На месте сожженных домов в послевоенный период отстроились новые. Согласно документам, в 1951 году на Советской улице жило 16 семей: Симончики, Богдановичи, Козловские, Лаврецкие, Михаевичи, Ярошевичи, Пивоваровы, Милковские и другие.
Возобновила работу лесопильня. Вместо разрушенной мельницы построили новую, правда, просуществовала она недолго. В доме Казимиры Францевны Богданович, построенном еще в 1927 году и хорошо сохранившемся за годы войны, открылась почта. Как вспоминала Мария Григорьевна Гайдук, 2 июля Жодино освободили, а 3-го «мы уже пошли работать. Работали я, Коптик Нина Григорьевна, Веремей Нюра, Лученок Шура и Булавская Надежда Евменовна. Организовывали всю связь. Где у кого что осталось: ручка, стол – все притянули. И немецкая плита нам досталась». В 1951 году для почты было построено новое здание по улице Комсомольской, куда она сразу же и переехала.
Хорошо помнит послевоенную улицу Советскую Валентина Михайловна Караленко (Михаевич). «В самом конце улицы была большая лесопилка, - рассказывает она, - которую местные жители называли «Гатор» (гатор – марка немецкой автомашины – Анискевич Г.). У Симончиков была большая баня, куда ходили мыться все жители улицы. В самом большом, длинном доме жила женщина, которую называли «Богданиха». У неё был яблоневый сад, и она очень любила угощать яблоками детей. Одну часть этого длинного дома занимала почта».
Улицу пересекал узкий переулок, который начинался от железнодорожных путей и вёл в сторону деревни Мосток. В конце улицы была большая яма. Дети зимой использовали яму как горку и очень любили скатываться с этой горки на санках.
По правой стоне улицы находилась автобаза. Там стояли грузовые машины, ремонтные автомобили и агрегаты. В 1962 году автобаза была преобразована в автопарк № 18. Вскоре появились первые автобусы – пазики на 20 посадочных мест, которые с лета 1963 года начали курсировать по городу.
В 1970-е годы Белорусский автомобильный завод начал выпускать новые модели самосвалов большой грузоподъёмности. Старые цеха уже не справлялись с поставленными задачами. В 1976 году было принято решение о строительстве новых цехов – БПЦ № 2, а также о возведении нового инженерного корпуса для конструкторского бюро.
Строительная площадка Блока цехов 2. На втором плане вид на старую Советскую (из архива Г.И.Анискевич)
Расширение территории БелАЗа привело к необходимости сноса улицы Советской. К середине 80-х она перестала существовать. Семьи были переселены в новые современные квартиры, а брошенные постройки снесли с лица земли бульдозерами и экскаваторами. Автобаза в 1982 году переместилась на новое место по улице Труда. Лесопильня и мельница были ликвидированы еще раньше.
На месте, где когда-то шумела зеленой листвой садов улица Советская, выросли цеха по производству самосвалов большой грузоподъёмности, высотный корпус конструкторского бюро, введенный в строй в 1987 году, а восточнее появилась таможня автозавода. Сейчас уже мало что напоминает о том, что когда-то здесь стояли дома и жили люди. БелАЗ, как огромный промышленный молох из немого фильма «Метрополис» 1927 года, поглотил эту улицу.
Улица Советская проходила в месте, вдоль данного производственного корпуса предприятия
Но негоже было, чтобы советский город остался без улицы Советской! И вот в 1986 году название «Советская» присваивают большому участку улицы Московской от перекрёстка с улицей Фрунзе до воинской части. К середине восьмидесятых эта улица была застроена фрагментарно. Свободного места для застройки было вдоволь и в том же 1986 году приступили к масштабному строительству нового жилого массива. Но это уже совсем другая история, история другой улицы.
Авторы - научный сотрудник музея С.А. Визнер и краевед Г.И. Анискевич.