# телефон доверия для детей и подростков т.: 6-55-81 # служба срочного реагирования т.: 6-56-12 # городская линия доверия "Мы вместе в ответе за наших детей" т.: 6-95-05
Навіны
Всебелорусская акция "Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!". Пётр Минич
2020-11-18
Уважаемые жители города Жодино! В год 75-летия Победы предлагаем вам участвовать во Всебелорусской акции «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!»
ГУК «Жодинский краеведческий музей» призывает всех жодинцев участвовать в этой акции, чтобы ни один участник Великой Отечественной войны не был забыт. Очень ценными для нас, краеведов, являются воспоминания об этих людях, документы, фотографии. Просьба поделиться этой информацией с нашим музеем по электронной почте либо в социальных сетях.
Родился 25 марта 1922 года в деревне Заболотье Смолевичского района. В 1938 году окончил 7 классов Кленицкой школы, по сентябрь 1939 года работал в колхозе, а в 1940 году окончил Смолевичскую рабоче-крестьянскую школу, где готовили бухгалтеров для колхозов. Работал по найму в колхозе «Добрая воля» в деревне Верхмень. В марте 1941 года при Наркомземе БССР окончил институт по сокращенной программе обучения и был направлен главным бухгалтером в Полоцк на авторемзавод.
Началась война. Полоцк уже бомбили, а Пётр Андреевич продолжал работать. На завод стали пригонять танки на ремонт. Но 14 июля директор собрал коллектив и объявил: «Завод работать больше не может, вы все свободны, можете идти, куда совесть подскажет».
И в этот же день Пётр Андреевич отправился на Москву вместе с директором и заместителем. По пути к ним присоединились еще люди. Шли они двое суток, но попасть в Москву так и не удалось. В лесу группа нарвались на немцев. Их окружили и стали осматривать, приказали снять головные уборы: стриженный – значит солдат. Таких согнали в одну группу, директор попал в другую, а Пётр Андреевич – в третью. В третьей группе проверили документы и отпустили по домам. Пётр Минич расстался со своими товарищами и больше ничего не слышал об их судьбе.
Оставшись один, Пётр все еще надеялся попасть в армию. По дороге к нему примкнул танкист в военной форме, отставший от своих, и красноармеец из Орши.
Минич Пётр Андреевич, п. Зелёный бор, 1970-е гг.
Шли они втроём лесными тропинками, избегая больших дорог. На окраине одной деревни стоял брошенный советский танк возле леса, как раз напротив школы. Подошли мы к нему, постучали, забрались внутрь. Никого. Танкист навел пушку на школу и говорит: «Давай разнесем ее к чертовой матери, чтоб фрицу не досталась». Но оршанец предусмотрительно не дал стрелять. И только мы вылезли из танка, как тут немцы. Подъезжают к нам на автомашине. - Кто такие? Предъявите документы.
Проверили у каждого документы, содержимое карманов, спросили, куда идем, и отпустили. Мы пошли, а сами думаем: «Ну, сейчас выстрелят в спину». Но они сели в машину и уехали.
После этого мы решили быть осторожнее, пробирались лесом. Зашли в болото, а там стоят танки. Наши, штук сто пятьдесят в болоте утоплены. Пробрались мы мимо этих танков, вышли из болота и еле продвигаемся по густому, темному ельнику. И вот в самой гуще неожиданно опять наткнулись на немцев. Здесь у них секретный объект был. Опять проверили документы, расспросили и отпустили.
На восемнадцатые сутки добрался я домой. Меня сразу в колхоз определили работать (немцы колхозы по началу не разгоняли). Направили сено косить, а я-то физической работой не занимался – к вечеру все руки распухли, болят. Но через несколько дней привык к этой работе. А тут приходит к нам в дом председатель колхоза Деркач и говорит: «Петя, с завтрашнего дня ты будешь главным бухгалтером в колхозе». Назавтра привозят мне документы домой – тут будет контора. Вешают в комнате портрет Гитлера и плакат, на котором мужик с топором тешет бревно и надпись большими буквами «Адбудуем Эўропу».
Стал я работать главным бухгалтером. А у нас в деревне было пять человек приписников – бывших красноармейцев, оставшихся в тылу врага. Немцы дали указание приписникам выдавать пайки. И они приходили в контору ко мне выписывать документы. Один из них, Орлов Николай (в действительности старший лейтенант Радин Николай Алексеевич) стал со мной сближаться. Мы пошли на открытый разговор. Обсудили сложившуюся ситуацию, помечтали о будущем, решили, что надо готовиться к партизанским действиям. Под моим командованием местные пацаны стали собирать оружие.
Как-то в феврале 1942 года заходит ко мне бургомистр Кленицкой волости Викентий Кленицкий и говорит: - Я приехал с начальником полиции Редько забрать приписников для отправки в Германию. Сходи, предупреди их, пусть спрячутся (это означило, пусть уходят в лес). Я немедленно сбегал и предупредил Орлова, а он - остальных. Трое ушли в лес, двое поехали с немцами в Смолевичи – Артемьев и Кузнецов. Зима, мороз… Не сладко им там было, сбежали они ночью из Смолевич, да только все равно замерли в лесу, где их на следующий день и нашли.
Как-то вечером приходит ко мне Орлов. Взял у меня часы наручные (а это в то время большая редкость была, нигде не купишь), продуктов немного. Говорит, ходили они в Червенский район и узнали, что там тоже есть люди, укрывшиеся в лесу: Сацункевич Иван Леонтьевич из деревни Маконь и Сушкевич Виктор Петрович из деревни Соколы. Они договорились объединиться. И создают в феврале 1942 года отряд «Разгром».
Отряд быстро рос. Я тоже попросился в лес, но Орлов оставил меня связным. Мы встречались с ним каждую ночь, и он давал мне новые указания по доставке сведений о немецких гарнизонах, о немцах, их передвижении. Я, в свою очередь, имел в Смолевичах свою связную – Хмельницкую Надежду, с которой мы учились вместе в Смолевичской РКШ бухгалтеров и ветеринаров еще до войны. И так продолжалось больше года. Я ходил в Смолевичи, в церкви встречался со своей связной, и шел обратно. Было тяжело и опасно: тридцать километров пешком пройти и преодолеть несколько фашистских гарнизонов – Шипяны, Студенка…
Партизаны отряда "Мститель" бригады "Разгром" (слева направо) - Меркулов М.Я., Нищеглотов Н.И., Хлыстун А.И., Минич П.А.. Июль 1944 г.
Весной 1943 года из отряда «Родина» бригады «Разгром» выделилась инициативная группа в количестве шести человек для организации нового отряда. В этом отряде оказался и я. К октябрю 1943 годы отряд был организован и получил название «Мститель».
За время нахождения в отряде Пётр Андреевич исполнял обязанности разведчика агентурной разведки, был помощником начальника штаба и политруком роты. Участвовал в разгроме шести вражеских гарнизонов: Верески, Дубовый Лог, Ельница, Забашевичи, Петровичи.
В родном Заболотье у меня была связная красивая девушка Павлина Степановна Гуринович, которая в 1943 году стала моей женой. Деревню Заболотье немцы полностью сожгли. Наш дом тоже сожгли, и вместе с домом сгорели все довоенные документы, поэтому пришлось мне после войны повторно окончить финансовый техникум и семь раз - курсы повышения квалификации.
Наградной лист. 1943 г.
После соединения бригады с частями Красной Армии и освобождения Минска участвовал в параде партизан 16 июля 1944 года. Был мобилизован в действующую армию, воевал на 1-ом Белорусском фронте. Прошёл всю Польшу и половину Германии, дошел до Берлина. В Польше участвовал в освобождении Варшавы, Кракова, Лодзи и в осаде города Познань, где был ранен – сквозное пулевое ранение в правое плечо.
А всего за время войны был трижды ранен. Последнее ранение получил в Берлине и отсюда был направлен в госпиталь в город Ульяновск. По окончании лечения попал в отдельный учебный железнодорожный полк, где служил при штабе. Полк базировался сначала в Саратовской области, в городе Балашов, а через год был переведен в Сталинград. Демобилизовался в конце декабря 1946 года, прибыл домой 1-го января 1947, как раз на Новый год. Меня встретила жена, которая на руках держала нашу первую дочь-малютку. Это была счастливая, незабываемая встреча.
После войны всё время работал бухгалтером, до 1993 года. Тридцать два года отработал в должности главного бухгалтера: в Зеленом Боре на Торфрабснабе, на Жодинской автобазе, на заводе опорных конструкций.
Награждён орденом Отечественной войны, медалями «Партизану Отечественной войны», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.