# телефон доверия для детей и подростков т.: 6-55-81 # служба срочного реагирования т.: 6-56-12 # городская линия доверия "Мы вместе в ответе за наших детей" т.: 6-95-05
Навіны
История одной школы
2020-10-01
Близится День учителя, и, к этому дню будет непростительно не окунуться в историю профессии педагога в нашем городе,
В 1864 года решением Борисовской уездной комиссии по народному образованию в селе Жодино открылось народное училище, и именно эта дата является по умолчанию отправной точкой жодинской школы в общем, и всего по сути образования в нашем городе. Изначально училище было одноклассным, но с четырехлетним сроком обучения. Просвещение было с религиозным уклоном. Главные предметы – это чтение по книгам священного писания, письмо, церковное пение, основы математики, греческий и латинский алфавиты. Для уровня рядового села такого образования на первый взгляд казалось вполне достаточно. Но, после первой Русской Революции 1905-1907 годов и структурных реформ, последовавших после неё, выросла потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах, которые необходимо стало рекрутировать из широких слоёв населения Российской империи. Церковное просвещение такую потребность удовлетворить уже не могло.
В Минской губернии в начале 20 века открывались новые сельские школы, гимназии, ремесленные училища. Структура образования всё больше отходила от религии к практическим наукам. В 1912 году Жодинское одноклассное училище было преобразовано в двухклассное.
После Октябрьской революции церковь была отделена от государства, а всё её имущество подлежало секуляризации. Школа стала полностью светской. Народное училище закрыли, так как оно окончательно перестало соответствовать требованию нового, теперь уже Социалистического времени. В 1922 году на его основе открылись сразу две начальные школы: сельская и железнодорожная. Сельская школа располагалась возле церкви на Московской улице, в бывшем поповом доме. Здесь учителями работали Кристина Михайловна Сущинская (Лашук), окончившая Минскую гимназию, и Владимир Торпенец, хотя у ребят последний был больше известен как «Дядя Володя». В железнодорожной школе, где образование было с техническим уклоном, обучали детей Александра Семеновна Кривицкая, дочь жодинского железнодорожного мастера С.Н. Симончика, и Евстафий Николаевич Боровский, работающий с 1924 года.
В первые мирные годы после Гражданской войны в Советском союзе проводилась политика НЭПа, а в БССР – и политика «белорусизации». Упор делался на изучении родного (белорусского) языка, а также истории. Была поставлена решительная цель полностью ликвидировать неграмотность всего населения. Эту цель советской власти удалось достичь, и сейчас все республики бывшего СССР являются странами всеобщей грамотности, причём самый высокий уровень из них – у Республики Беларусь.
В конце 1920-х годов был свернут НЭП. «Великий перелом» 1929 года означал переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. Реформы в советской экономике неизменно сопровождались и перестройкой системы образования.
В 1930 году по решению Смолевичского роно две жодинские школы были объединенены в одну – растущую среднюю, которая давала семилетнее образование. Школы семилетки давали просвещение не только для жителей конкретного села, но и для детей из самых отдалённых деревень сельсовета. Первым директором стал в 1930-1934 годах был Евстафий Николаевич Боровский. С 1930 года в школу пришел работать учителем Марк Андреевич (Степанович) Давгулевич.
Начальная школа в Жодино. 1934 год
Для объединенной школы в 1934 году построили здание на углу Комсомольской и Московской улиц. Это было протяженное одноэтажное деревянное строение, напоминающее в плане букву «Г». в 1936 году школа была расширена путем пристройки еще одного крыла, и преобразована в десятилетку. В настоящее время на месте школы располагается частный двухквартирный жилой дом чуть западнее жодинского лесничества.
Вторым директором школы в 1934-1937 годах стал Авель Андреевич Лобановский, который одновременно преподавал и историю родного края. В августе 1937 года школу возглавил Михаил Дмитриевич Толстой, однофамилец Великого русского писателя и педагога. Его супруга Паулина Антоновна Стрелковская вела русский язык и литературу. В школе работали также учителя София Яковлевна Маркина, Владимир Станиславович Михайловский и его жена Вера Федоровна (преподавала немецкий язык).
Одна из учителей школы, В.Л. Дымковец, за свой вклад в развитие и становление советской школы одна из первых в Беларуси была награждена орденом Ленина. В 1939 году в школе состоялся первый выпуск. Всего до войны состоялось три выпуска.
Образование давалось нелегко, как и вся жизнь в сложный и противоречивый межвоенный период. Дети писали и читали за самодельными партами, при свете керосиновой лампы. Писали не шариковыми ручками, а металлическими перьями, которые приходилось время от времени окунать в чернильницы-непроливайки с двойными стенками и дном – чернила тогда стоили дорого, и было очень жалко, если ученик неумелой рукой прольёт их. Не было даже обычных чистых листков бумаги, не говоря уже о тетрадях, и писать приходилось на оберточном картоне и газетах. Не все дети хотели ходить в школу. У кого-то был обыкновенный страх перед незнакомой обстановкой, а были и те, кого не пускали родители, считая школьное образование совершенно бесполезным. Много, очень много работы ложилось на плечи учителей, и оттого особенно теплыми выглядят слова о педагогах из воспоминаний выпускников этой школы.
В июне 1941 года состоялись в школе последние экзамены и последний выпуск. Грянула война. Сразу же после выпуска и ученики, и учителя вынуждены были вместо книжек взять в руки винтовки и вступить на путь борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Не все преподаватели вернулись с фронта. 18 декабря 1942 года в городском поселке Узда был расстрелян фашистами М.Д.Толстой, комиссар партизанского отряда, и его родной отец. Трагически погибла во время облавы в деревне Остров партизанская семья М.А. Давгулевича. С.Я.Маркина пала на поле боя. За несколько дней до освобождения Беларуси смертью храбрых пал В.С. Михайловский.
Отважно сражались и погибли в борьбе с врагом выпускники школы Костя Маркевич, Петя Куприянов, любимец отряда бригады «Смерть фашизму» Дмитрий Булавский, партизанский разведчик Александр Гирис, партизаны и партизанки Соня Ломака, Гена Розум, Нина Булавская, красноармейцы Виктор Рыжанович, Алеша Козловский и многие другие.
1-ый класс. 1947 год. Учитель К.В. Надольский
После освобождения Беларуси в сентябре 1944 года жодинская семилетка возобновила свою работу, но здание школы сожгли фашисты во время отступления. Первые годы дети учились в приспособленных помещениях на Московской улице, в Касье, в Заречье. Этими приспособленными помещениями служили амбары, бараки, сараи и даже крытые навесы с кое-как пристроенной четвёртой стеной. Не хватало учебников, письменных принадлежностей. В школы приходилось добираться за несколько километров, под дождями и в лютые морозы с сугробами и метелями. Особенно тяжело было малышам.
3-й класс. 1947 год
Естественно, ни о каком качестве просвещения в таких нечеловеческих условиях речи идти не могло. А страна возрождалась, залечивала всё ещё гноящиеся раны страшной войны. Нужны были умелые, квалифицированные рабочие руки. И решением Смолевического народного суда один частный дом по улице Московской был передан школе, в котором сделали две классные комнаты.
2-й класс. 1947 год
А Жодино разрастался. На другом берегу реки строилась электростанция и посёлок для её работников. В районе современной улицы Первомайской был сооружен барак в 1949 году, который служил зданием школы. Наконец, в 1951 году была осуществлена давняя мечта всех жодинских учителей и учеников. Ушли в прошлое старые неуклюжие избы с керосиновыми лампами. В самом конце главной улицы посёлка Смолевической ГРЭС было выстроено красивое, современное, двухэтажное каменное здание с электрическим освещением, горячей и холодной водой, столовой, и, конечно же, с просторными классами-аудиториями с большими окнами. Новая школа стала самым настоящим дворцом, дворцом знаний. О таком уровне довоенные учителя и учащиеся могли только мечтать. Спустя 5 лет во втором посёлке – машиностроителей – менее чем за год стахановскими ударными методами была построена вторая, уже трёхэтажная школа. А в 1961 году в районе современной улицы Советской построено третье здание школы. Всего до распада Советского Союза Жодино пополнился девятью зданиями школ в разных микрорайонах.
Но, несмотря на это, мы не можем забыть наши истоки. Мы не можем забыть то, откуда росли корни могучего древа знаний нашего города. Несмотря ни на какие сложности, это были те светлые времена, когда дети учились, а учителя давали учащимся знания в надежде на светлое будущее. Не случайно же, всего спустя 16 недолгих лет, после кровопролитной войны, которой предшествовали тяжёлые межвоенные годы, Советский Союз первым покоряет просторы космоса, опередив самые развитые страны мира. И эту гонку наша общая Родина смогла выиграть за школьной партой. Причём, учась за самодельным столом, в тесном помещении, не имея простейших письменных принадлежностей, наши предки смогли сделать невозможное – сняв лапти и поднявшись с колен, они превратили Жодино из рядового села в столицу белорусского машиностроения, солидный и современный город. Так было не только в Жодино, но и везде в Советском Союзе. И в этом, поражающем воображение прорыве не в последнюю очередь играет роль учитель, который сумел на своих плечах вынести настоящий груз, груз нашего нынешнего мирного процветания.